Лодочный электромотор. Кому он нужен?

После длительного общения с двигателями внутреннего сгорания, можно испытать невероятное ощущение от неторопливого передвижения по водной глади, установив на транец электромотор для лодки.

Маленький трудяга, почти незаметный и неслышный (конечно, все относительно), не требующий абсолютно никакой возни, дает возможность именно отдохнуть на воде, будь то рыбалка или просто воскресная прогулка по озеру. Электромотор позволяет купаться возле лодки в чистой воде, а не в масляной пленке,
дышать чистым воздухом без средств защиты и оставляет шансы на выживание обитателям водоемов.

Лодочные электромоторы

С этим больше всего знакомы сервисмены лодочных моторов на основе ДВС.  Обкатка двухтактного лодочного мотора, мощностью даже в пять лошадок, на стенде, в обкаточной ванне,  уже через три часа забивает все фильтры, если они есть, а на поверхности воды образует толстый масляный ковер. Пятнадцать лошадок на двух тактах,  ускоряют процесс образования ковра, более, чем в три раза. К концу обкатки, по ковру можно гулять.

Плюс ко всему, мощные вытяжки пытаются бороться с выхлопными газами, а сервисменам приходится перекрикивать грохот металлических чудовищ. Ну и напоследок, масляный ковер надо куда-то выливать. Разумеется, далеко не все при этом действуют в соответствии с экологическими нормами утилизации.

После такого, в общем, можно податься в ряды зеленых. С четырехтактными лодочными моторами, разумеется, таких проблем меньше, но они тоже, конечно, есть. Конечно, можно вспомнить о производстве  аккумуляторов и так же проблем, связанных с их утилизацией. Но в последние годы прогресс АКБ и срока их службы растет в геометрической прогрессии, как ЦП для компьютеров.  Стоимость, правда, таких батарей пока слишком высока, да и на рынок их, по понятным причинам, пускать не собираются.

 Электромотор для лодки подкупает своей простотой. Практически

Устройство лодочного электромоторанечему ломаться, ничего не надо прогревать, менять масла и смазки, нюхать бензин, случайно пролитый в лодку, настраивать клапана, менять свечи и  думать, почему мотор не завелся в этот раз. Со скоростью электромотора придется пока смириться, да и нужна она далеко не всем. Хотя , некоторые электролодки развивают огромные для воды скорости на соревнованиях, платя за это мощными аккумуляторами большой емкости. Вес доступных по цене АКБ на данный момент заметно снижает популярность электромоторов. А  комплект электромотор+батарея, равной с ДВС мощности, дороже бензинового собрата.

Малая емкость батарей постепенно уходит в прошлое, но невозможность автономной или быстрой подзарядки по-прежнему преподносится, как огромный минус лодочного электромотора. В режиме неспешной рыбалки или прогулки, на средней скорости, которая для жесткого пластикового корпуса будет вполне приличной, средний электромотор, с тягой в 36 фунтов (16 кг) и емкостью АКБ в 100 ампер-часов, отходит без перерыва 6 часов. Более, чем достаточно на день отдыха. Максимальная скорость при этом, исходя из формулы Фруда для водоизмещающих судов, для корпуса, длиной в 4 метра, составит 11 км/ч.

В России, почти все   водомоторники,  по непонятным причинам,  убеждены в малой эффективности солнечных батарей для зарядки АКБ. Связывают это, обычно, с малым количеством солнечных дней либо, еще с чем-то.  Хотя, в реальности, единицы пытались организовать эффективную зарядку с помощью них. На Западе и в Штатах, например, о такой проблеме не знают и уже много лет с успехом используют солнечные панели. В комплекте с портативным ветрогенератором, можно вообще уходить на неделю. Все это будет работать, пока мы отдыхаем. Идеальный, конечно, вариант — это гибкие солнечные панели, выполненные в виде тента над кокпитом.  Вот только стоимость качественных гибких панелей довольно высока.  Но даже, если вы

используете бензиновый двигатель, далеко от дома, такие автономные вещи становятся очень полезными и удобными.

Вопреки сложившемуся мнению, у лодочного электромотора нет существенных недостатков. Со своими обязанностями он справляется на сто процентов.  Простое нажатие одной кнопки или щелчок румпелем позволяют провести день на воде под еле слышный плеск волн, вдыхая чистый воздух.   Закрытые водоемы и заповедники — это его стихия. А вот морские переходы пока оставим мощным топливным моторам и вечным парусникам.

Неплохую альтернативу бензиновым ПЛМ, выпускает Lehr, используя для работы двигателя внутреннего сгорания, газ пропан. Достоинства у этих движков есть, однако, они не могут похвастаться бесшумностью, как электромоторы. В то же время, не стоит думать, что электромоторы, сопоставимые по мощности с ПЛМ 15 л.с., так же бесшумны, как и маленькая Minn Kota. И потом, аккумуляторы…

Как бы то ни было, мы предоставили небольшой обзор лодочных моторов на пропане.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: