Куплю катер. Алюминий vs стеклопластик

алюминиевые катераПокупка полноценного катера, всегда доставит, хоть немного, головной боли, особенно, если ей предшествует выбор материала корпуса. Стоит заметить, что с этим сталкиваются не только рыболовы, решившие поменять свою лодку ПВХ, на более серьезное судно.

Во всем мире, уже много лет, длятся баталии между сторонниками стекловолокна и алюминия, как основных материалов для корпуса катера.  Это явно говорит о том, что недостатки есть у обоих материалов, нам лишь приходится с ними мириться и радоваться достоинствам.

Процесс выбора, для человека, не имеющего опыта эксплуатации, обслуживания и, если такое случается, ремонта катеров из различных материалов, осложняют заказные рекламные статьи производителей лодок и катеров.

Кроме того, многие ищут ответы на свои вопросы, на тематических форумах. Это очень хорошо, ведь есть шанс собрать информацию от реальных владельцев. Почему шанс не стопроцентный? Потому что, мы прекрасно знаем, что огромный процент завсегдатаев форумов, составляют люди, практически не имеющие никакого опыта по обсуждаемым вопросам, но имеющие огромное количество «правильных» ответов.

Причина их постоянного проживания на форумах — не входит в рамки тематики данной статьи. Лишь хотим обратить внимание на то, что любую информацию необходимо научиться грамотно фильтровать, а, по нашему, конкретному вопросу, искать отзывы на абсолютно узкотематичных форумах, к примеру, таких известных, как Iboats.com или старейшем отечественном КиЯ.

Если уже непосредственно перейти к материалам, из которых изготавливается абсолютное большинство современных мотолодок и катеров, то, конечно, для покупателя, помимо стоимости, основополагающими факторами, являются долговечность, надежность и ремонтопригодность. Как ни странно, вес, того же, круизного катера, фигурирует где-то на последнем месте по требованиям.

Но, тем не менее, вес лодки. Он напрямую зависит от материала изготовления. Вероятно, не надо говорить, что, при прочих равных параметрах, он будет гораздо ниже у алюминиевого корпуса. А меньший вес  — это менее мощный лодочный мотор и, соответственно,  меньший расход топлива.

Набор алюминиевого катераСтеклопластиковый катер, производствоЭто не означает, что при одинаковых габаритах с алюминиевым катером, пластиковая лодка, всегда будет тяжелей. Нет. Это означает, что, при равном (а, тем более, меньшем) весе, она будет всегда менее прочной.

Поэтому, следующий параметр — это прочность лодки. Абсолютное заблуждение, что алюминиевый катер совершенно не боится подводных препятствий. Пробить корпус можно запросто. Другое дело, что, при несильном ударе, когда

Пробоина в пластиковом корпусе катера, яхтыалюминий, имеющий замечательное свойство тянуться, можно будет легко отрихтовать,  катер из стекловолокна, в большинстве случаев, будет иметь, несовместимые с мореходством, повреждения.

Поэтому, следующий важный параметр — это простота ремонта.  Ни в случае стеклопластикового катера, ни в случае алюминиевого, ремонт пробитого корпуса, простым назвать никак нельзя. Особенно, если делать все правильно.

Сложность ремонта алюминиевого судна, заключается, само-собой,  не только в наличии специального оборудования, но и в хороших специалистах. А вот пробоину в стекловолокне, можно залечить и собственными силами, а необходимые материалы для аварийного ремонта, можно найти практически везде. Но ремонт все равно, должен быть проделан очень качественно, что бы не способствовать развитию осмоса. Для многих, надежность алюминия, превалирует перед этим фактором.

Долговечность и износостойкость. Очень важный пункт для судоводителя, покупающего катер, особенно, б/у. Сразу выскажу точку зрения вашего покорного слуги. Если бы пришлось купить катер б.у., то, с одной стороны, лучшим вариантом, будет взять, конечно, алюминиевый корпус, хотя, в большинстве случаев, он окажется дороже.

С другой стороны, бывают выгодные предложения, когда владельцу стеклопластикового судна, требуется срочная его продажа и он готов скинуть значительную сумму, за лодку, которая находится в отличном состоянии.

осмос на стеклопластиковой лодке, катере, яхте«Отличное состояние», в данном случае, означает, не то, что плита на камбузе вымыта до блеска, а то, что на корпусе отсутствуют даже малейшие признаки осмоса.  Что, конечно, не распознать, не удалив толстые слои необрастайки.

Есть проблема, что осмос может довольно быстро проявиться, спустя длительное время, даже если до этого, намеков на него, не было. Но, вкупе с тем, что лодка является б/у, производитель солидный,  хранение правильное, а дефектов до сих пор нет — это было бы выгодной покупкой катера.

Долговечность стеклопластиковой лодки Осмос на стеклопластиковой лодке, катере, яхте2сильно зависит именно от целостности корпуса. Глубокие царапины на гелькоуте, не обработанные длительное время — прямой путь к будущему  капитальному ремонту корпуса.

В то же время, природа осмоса, достаточно сложна. Поэтому, даже идеально обработанный корпус, никак не гарантирует защиту от него. Кроме того, стеклопластиковые катера, раньше, часто армировали изнутри деревянными деталями, и, чаще всего, они никак не обработаны. К слову сказать, стеклопластиковая лодка, довольно хорошо маскирует недочеты сборщиков, если таковые имели место быть.

Но, когда же дело касается коррозии, то, тут, стекловолокно, как материал, абсолютно к этому явлению равнодушный, выигрывает по всем параметрам. Алюминий тоже прекрасно противостоит коррозии и защищает сам себя, даже без обработки, создавая на поверхности, тонкую пленку окисла. Но,

анод на алюминиевом катеревот, от гальванической коррозии, его приходится защищать разными способами. Начиная от анодов и заканчивая специальными красками. Конечно, эта проблема, менее остро, встает в пресной воде. Но и в соленой, методы защиты, при своевременном обновлении, прекрасно работают, тем более, с современными сплавами 5-тысячной серии.

Стоимость лодки. С этим параметром, все несколько сложнее. Ведь очень многое зависит от качества материалов и сборки. А качество, напрямую зависит от производителя. К примеру, малоизвестный отечественный производитель, не в состоянии обеспечить наличие хороших материалов и высококвалифицированную сборку. У него просто нет на это средств. Качественные лодки не могут стоить дешево.

Если ограничение в средствах, имеет место быть, то, учитывая вышеприведенный факт, лучше купить алюминиевый катер. Но, все же стоит придерживаться именитых производителей. И не покупайте американские пластиковые катера от фирмы, название которой, вы первый раз слышите. Существует хороший шанс купить, попросту, опасную посудину.

Очевидно, что, для судовладельцев, покупающих алюминиевые суда, одним из решающих факторов, является малое падение стоимости лодки, бывшей в употреблении, по сравнению со стеклопластиком.

Эксплуатация. Шум, производимый на волне, металлическим корпусом катера, довольно ощутимый. Это факт. Но, когда речь заходит о круизных катерах, с хорошей шумопоглощающей отделкой, этот факт начинает исчезать. Так же, большую роль здесь играет конструкция корпуса.

Обводы катеровИ тогда, в дело вступает главнейшее качество стекловолоконных лодок: возможность воплотить в реальность любой конструкторский замысел и придать корпусу судна очень сложные обводы. А потом, используя матрицу, «штамповать» корпуса, со скоростью света. Второе, конечно, более важно для производителя.

Здесь главное, что бы проект был действительно хороший, многократно протестированный. В идеале, давно, хорошо зарекомендовавший себя корпус, с исправленными недостатками, а не очередное «гениальное» творение, нанятого на время, дизайнера с мебельной фабрики.

При всем, при этом, самыми востребованными и универсальными корпусами на сегодня, являются корпуса с классическими обводами. Это, конечно же, «глубокое V». А такие обводы, запросто выполняются из алюминия. Поэтому, в большинстве случаев, упомянутое выше преимущество стеклопластиковых катеров, является мнимым.

Но зато, превосходят алюминий по изоляционным свойствам: теплопроводность у пластикового катера значительно ниже, а, значит, они менее склонны к образованию конденсата на внутренних поверхностях. Это не является маловажным, как многие думают.

Безопасность — фактор, который, вероятно, должен являться ключевым, особенно, когда вы отвечаете за жизнь людей, находящихся на борту. Тут, бесспорно, лидирует алюминий. По той же пожаробезопасности, в том числе.

Если подвести итог, то видно, что стеклопластиковые катера, в общем, немного проигрывают алюминию. Внеся некоторую долю нашего опыта, можно смело сказать, что стеклопластик стоит покупать только у очень известных производителей, с многолетним опытом производства. Конечно, это не означает, что,  к алюминию это не относится.

Но, действительно хорошая лодка из стеклопластика, от известного бренда, будет стоить недешево. Помимо отличного качества сборки, вы получите и прекрасную отделку судна. А в случае с алюминиевым катером, можно найти хороший корпус по разумной цене, но при этом, правда, качество отделки, вряд ли будет на высоте, а оборудование, возможно, будет установлено не совсем грамотно, с точки зрения защиты от гальванической коррозии.

Может случиться и так, что, в вашем бюджете, случайно завалялась солидная сумма, ищущая инвестирования (хотя, конечно, покупка лодки, инвестированием не является), и, тогда, у алюминия и стеклопластика, появляются такие мощные конкуренты, как углеволокно и кевлар. Но, эти материалы не входят в рамки тематики данной статьи.

 

Что касается нашего выбора, то, мы, конечно, исходим от конкретной модели судна.  Но, тем не менее, при наличии необходимого количества средств, мы отдадим предпочтение алюминиевому корпусу европейского производителя.

При этом, ни в коем случае, не станем всем подряд утверждать, что мы правы. Ведь, когда комфорт является приоритетом, выигрыш, все-таки, за пластиком и другими композитными материалами.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: