Классификация судов: power boat — он же катер

Катер, по стародавнему обычаю, имел стационарный двигатель.  Все, что с подвесным лодочным мотором — подходило под понятие мотолодка. Все изменилось с появлением подвесников, имевших мощность, намного превосходившую мощность автомобилей.  Изначально  же название «катер» имело легкое одномачтовое парусное судно для обслуживания кораблей.

Теперь многие катера имеют на транце 350 лошадей и даже больше,  в виде подвесного лодочного мотора или нескольких.Катер с тремя подвесными лодочными моторами  Плюсы такого варианта —  в увеличении свободного места, ведь стационарный двигатель, находясь внутри корпуса катера, занимает немало ценного на судне пространства. Но вот корма получается уже не свободной. Еще одним преимуществом является более точный подбор мощностей к конкретному типу катера.

Угловая поворотно-откидная колонка для катера Bravo TwoОднако же, стационарные лодочные двигатели, особенно дизельные, с поворотно-откидными колонками, типа Mercruiser , по популярности нисколько не уступают катерам с подвесниками из-за своей экономичности.   Но вот удельная мощность, на единицу веса, тут уже сильно проигрывает. Такая же ситуация со стоимостью обслуживания.

Но, зато — корма полностью свободна, а на открытой воде доступ в моторный отсек катера осуществить гораздо проще, чем на подвесном лодочном моторе (бывают, конечно, исключения).

Установка стационарного двигателя в катер

И в случае устранения какой-либо неисправности, инструмент не рискует выпасть в воду.  Потребление топлива у дизельных лодочых моторов — ниже,   уровень шума и вибрации от его работы, можно сильно уменьшить, благодаря отдельному моторному отсеку, а больший вес бензиновых стационаров, по сравнению с ПЛМ, сопоставимой мощности, объясняется малой форсированностью, что говорит о гораздо большем ресурсе.

Разумеется, речь о стационарном лодочном моторе заходит, когда размеры и конструкция катера позволяют его установку. Для катеров, размерами, менее 6 метров, наверно, все-таки, предпочтительнее использовать в качестве двигателя, подвесной лодочной мотор.

Все это игра слов, ведь подвесной лодочный мотор, мощностью свыше 100 л.с., по-сути, уже тоже является «стационарным». Что бы утановить или снять его, тоже потребуется кран-балка.

Категория «катер» довольно обширна, назначения, для которых они создаются, имеют  размытые границы. Но все же основные выделить можно. Правда, довольно грубо.   Это прогулка, рыбалка, спорт и  круиз.  В принятой классификации катеров, эти направления  имеют еще несколько отвлетвлений.  Поэтому, каждый тип катера лучше рассматривать отдельно.

Важным моментом, при покупке катера, конечно же, является материал корпуса. Мы рассмотрели это в статье Выбираем жесткий корпус лодки.

Ну, и, само-собой, публикация на тему выбора между бензиновым двигателем и дизельным: Куплю катер: дизель vs бензин.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: