Узнаем передаточное число ПЛМ

Шестерня редуктора Yamaha 15Есть владельцы старых лодочных моторов. Есть (иногда) так же и необходимость узнать передаточное число редуктора. При этом, может не быть описания для ПЛМ или интернета под рукой. И в интернете может не быть тоже.

Для определения передаточного числа, мы можем воспользоваться простым способом и белым маркером.

Необходимо всего лишь нанести отметку  на одну из лопастей гребного винта. Далее,  нам нужно выставить лопасть так, что бы наша отметка совпала в верхней точке с линией вертикали. Лучше установить это положение, вращая маховик, на нейтральной передаче, разумеется.

Можно воспользоваться, для ориентира, пером анода, триммером, под антикавитационной плитой. Если анода или пера у вас там нет, просто поставьте еще одну  отметку по центру плиты.

После этого, следует провернуть маховик по часовой стрелке три раза (оборота). Для большей точности, на маховике так же поставьте отметку. На четырехтактных лодочных моторах, она и так там есть.

Передаточное число редуктораТеперь смотрим на гребной винт. Точнее, на нашу отметку на нем. При определении ее положения, мы будем руководствоваться циферблатом стрелочных часов, где отметка будет играть роль часовой стрелки.

Если отметка окажется в положении около двух часов, то мы имеем дело с ПЧ  около 2.45 : 1.

Если она оказалась в положении, примерно на «полчетвертого», то это явно нам говорит о том, что передаточное число редуктора нашего ПЛМ — 2.25 : 1.

При положении отметки на шести часах ровно, число составит  2.0 — 2.15 : 1.

На семи часах, передаточное число — 1.83 — 1.85 : 1.

А на девяти — 1.7 : 1.

При всех подобных манипуляциях, следует соблюдать два главных правила: 1. Убедиться, что ключ зажигания извлечен, мотор запуститься не может.   2. Вращать маховик лодочного мотора, следует только по часовой стрелке, дабы не завернуть лопасти крыльчатки системы охлаждения (не касается Honda 2.3).

Узнав передаточное число редуктора своего лодочного мотора, можно попробовать воспользоваться  калькулятором скорости катера

О важности передаточного числа редуктора ПЛМ.                             В принципе, оно не важно. Не важно, если у вас стандартный комплект лодка ПВХ + мотор, и вы по выходным выходите на нем на рыбалку.  Важным оно становится, когда вы планируете учавствовать в соревнованиях по водномотоному спорту или, наоборот, тащить огромную баржу против течения.  В этих случаях, передаточное число лодочного мотора и подбор соответствующего к нему гребного винта, выходит на верхние позиции по важности.

В большинстве же случаев, нет необходимости выбирать лодочный мотор, учитывая этот параметр. Для целей отдыха и рыбалки, отредактировать передаточное число можно гребным винтом.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: