Сравнительные тесты подвесника, поворотно-откидной колонки и водомета от Boatingmagazine
Не так давно, Boatingmag опубликовал заметку о сравнительных тестах одинаковых корпусов катеров, с разными типами привода.
Glastron выпускает три идентичных, 18-футовых боурайдера GTS: с подвесным лодочным мотором, поворотно-откидной колонкой и водометом. Надо сказать, что корпуса не являются, конечно, абсолютно одинаковыми, в силу специфики конструкции каждого движителя. Но это не сильно принципиально.
Скорее, важней то, что разброс мощностей двигателей, был довольно серьезным. В качестве подвесного лодочного мотора, выступал 3-литровый Mercury, с мощностью в 150 л.с. Привод колонки, обеспечивал 220-сильный Mercruiser. А водометная турбина, была подключена к полуторалитровому Rotax 4TEC, который, несмотря на свои три цилиндра, выдавал 250 л.с. Не без помощи турбонаддува и катализатора, конечно.
Однако, реальная производительность этих движителей, была довольно близка друг к другу. Кроме того, данные комплектации, являются самыми популярными на GTS.
Самой тяжелой версией катера, является, конечно, вариант со стационаром. А самой легкой — с подвесником. Разница в 300 кг, свою роль играет.
Несмотря на преимущество в мощности, водометный катер, остался далеко позади, как только подвесник со стационаром, набрали максимальную скорость. Причем, у обоих лидеров, скорость была одинаковой, около 79 км/ч. Почти на десять км/ч выше, чем у водомета.
А вот на самом старте, лодка с водометным приводом, сразу же, оставляет всех, независимо от загрузки; чуть позже, ее догоняет ПЛМ.
В расходе топлива, Mercury, нет равных: он скушал, за время тестов, на 25% меньше, чем ПОК и на 52% меньше, чем Jet. Boatingmag объясняет это тем, что катер с кормовым приводом — самый тяжелый, а водомет — самый неэффективный тип лодочного двигателя. Это логично.
Надо заметить, что рабочие диапазоны оборотов, у ПОК, ПЛМ и Jet, сильно разнятся: 5000, 6000 и 8000 об/мин, соответственно.
По уровню шума, подвесник, так же всех обошел. Самым громким, оказался водомет. Это, впрочем, предсказуемо. Но разница с ПЛМ, оказалась около 10 дБА!
От себя добавим высокочастотную составляющую спектра звука, которая у водометной насадки явно превалирует, учитывая максимальные рабочие обороты. Все измерения, разумеется, производились в кокпите, у штурвала. ПЛМ, при этом, оказывается расположен дальше своих конкурентов от датчика прибора, он имеет прорезиненные демпферы, которые гасят его вибрацию, не передавая ее на корпус катера. А вот у водомета, не только движок, но и вся трансмиссия, находятся внутри корпуса.
Выводы. Внешний вид катера, с поворотно-откидной колонкой — единственная причина, по которой его можно приобрести. Причем, приобрести за сумму, ощутимо большую, чем Glastron GTS, с подвесником от Mercury. И еще большую, чем с водометом Rotax. Boatingmag, безусловно, склоняется к варианту с ПЛМ, из соображений стоимости и практичности.
Мы же, без всяких сомнений, тоже предпочли бы подвесник, в данном случае. По всем причинам, начиная от веса катера и расхода топлива, и заканчивая удобством обслуживания и управляемостью лодки.
Jet вполне подойдет для специфичных задач и при особых требованиях к безопасности привода. Целесообразности использования стационарных лодочных моторов с поворотно-откидной колонкой, на катерах данного размера, мы не видим. Свободная корма — это отлично, но стоимость комплектующих ПОК — это менее радостно. Особенно, когда речь идет о соленой воде.
Фотоматириалы предоставил BoatingMagazine Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru