Транцевые плиты

Транцевые плитыТранцевые плиты можно смело отнести к необходимому оборудованию на большинстве корпусов глиссирующих катеров. Разница, после установки транцевых плит на вашу лодку, будет довольно ощутима.

Если даже визуально наблюдать два катера, то оборудованный плитами, будет намного стабильней себя вести, как при выходе на глиссирование, так и при движении в крейсерском режиме, нежели «голый».  Для лодок же, страдающих дельфинированием, установка транцевых плит, может решить проблему.

Дистанционное управление каждым элементом, позволяет регулировать крен и ходовой дифферент, не гоняя непослушных пассажиров, любящих неравномерно группироваться только в одном месте кокпита.

Но, главное, транцевые плиты, способны создать подъемную силу в кормовой части судна, уменьшив время выхода в режим глиссирования, даже с лодочным мотором недостаточной мощности, и добиться экономии топлива в крейсерском режиме.

Сейчас мы говорим только об управляемых транцевых плитах, так как фиксированные работают только в одном из режимов передвижения. В разных случаях, они могут служить даже сильной помехой, в зависимости от угла атаки, намного увеличивая сопротивление корпуса.

Управление плитами осуществляется через гидравлическую систему, основой которой, является электрический гидронасос. В продаже так же имеется и механический привод с электромотором. Последний, пару раз выходил из строя  и в конечном итоге, был заменен на более надежную и стойкую к ударным нагрузкам, гидравлику.

Установка транцевых плит на катер, лодкуСама установка транцевых плит не имеет больших сложностей, но обязательно необходимо соблюдать основные правила.

Отступ основной планки от рабочей поверхности днища, не включая реданы, должен составлять примерно треть или полдюйма (8-12 мм). Во все отверстия, крепежные и под гидропривод, должен обязательно наноситься морской клей — герметик (оптимально — 3M 5200FC). Стойка с гидроцилинром, должна быть установлена строго под 90 градусов к плоскости плиты.

Плиты принято устанавливать, как можно дальше от центра транца, в семи-десяти сантиметрах от бортового угла. Но, следует учитывать конструкцию корпуса и рабочие поверхности днища на разных режимах.  Важный момент — после разметки, примерьте комплект в сборе и посмотрите, не будет ли изнутри помех, для установки верхнего шарнира и для проводки гидролинии.

Крепление транцевых плит на катерВ противном случае, крепежные пластины придется сдвинуть к центру. Как бы то ни было, весь прибамбас в сборе, не должен мешать перекладке подвесного лодочного мотора, если используется он.

Бывают случаи, что только что установленные транцевые плиты, довольно быстро подлежат замене. Причем, связано это не с поломками механизма или неправильной установкой, а с обычным просчетом в необходимой площади для конкретного катера. Не допускайте этой ошибки.

Классическая формула расчета для транцевых плит, довольно проста. На каждый фут лодки должно приходиться около 1 дюйма плиты. В метрическом выражении, на метр лодки — около 8 см. Слишком малый размер плит, не сможет создать необходимую подъемную силу, эффективность будет очень невысокой.

Самый ходовой материал для ТП, на сегодня — это сталь. Бывают и лайтовые варианты из прочного пластика или алюминия.

Самый известный производитель — Bennett . Он же предлагает и самый большой ассортимент. Стоимость на гидравлические варианты, начинается где-то от 22 000р. за комплект, в зависимости от модификации.

Из необходимых дополнений, желательно приобрести указатель положения транцевых плит (угла наклона). Это в случае, если вы не захотите поставить автоматизированный контроль. Тогда, их положение будут контролировать датчики автоматически. Причем, касается это не только переходных режимов и крейсерских. В этом варианте, плиты начинают уже работать, как успокоители качки.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: