Выбираем жесткий корпус лодки.

Алюминиевые катера СильверС течением времени, человек обычно увеличивает уровень своих доходов и для него  становится возможным приобретение судна, которое отвечает всем его потребностям.  Разумеется, это определенно, жесткий корпус, мощный подвесной лодочный мотор или стационар, закрытая каюта. Есть убежденные поклонники судов типа RIB, но это отдельное направление.

В большинстве своем, конечно, жесткие корпуса размерами в 5-10 метров представлены глиссирующими. Но здесь уже кому что, как говорится. Нас в первую очередь интересует материал корпуса.

Алюминий. Сейчас используется сплав с магнием, АМГ . Дюраль-алюминий ушел в прошлое из-за невозможности получить прочность сварного шва, равную прочности самого листа. Поэтому, все дюраль-алюминиевые лодки строились с использованием заклепок.

Но, алюминий алюминию — рознь. Китайский алюминий не идет в сравнение с американо-канадским или скандинавским. Мягкий и непрочный алюминий будет испытывать большие проблемы при сварке-сборке и, разумеется, при последующей эксплуатации катера. Что незамедлительно может сказаться, прежде всего, на безопасности.

Алюминиевый корпус лодки, при качественном материале, проектировании и изготовлении, имеет потрясающую легкость и прочность. Но сборка такого корпуса должна проводиться только профессионалами своего дела, высокой квалификации, ибо возможны различные уводы материала от сварки, непродуманная совместимость сплавов, вызывающая гальваническую коррозию и т.д.  Очень важным является многослойное покрытие корпуса лодки.

В северных широтах, да и на всем американском континенте, алюминий, в силу своей прочности и легкости, широко используется, особенно, для внутренних водоемов.  Алюминию свойственно накапливать усталостные повреждения, которые ничем себя с виду не выдают, но, учитывая срок службы такого корпуса (речь, конечно, о качественном материале) при хорошем обслуживании, приобретая даже подержаную лодку, беспокоиться об этом не стоит.

Помимо всего прочего, у всех металических корпусов, существует одно потрясающее преимущество — они не подвержены осмосу, как стеклопластиковые корпуса лодок.

Однако, не стоит забывать, что, ремонт алюминиевого корпуса катера, обходится в значительную сумму. Тут стоит вспомнить об экономии на покупке неестественно дешевых моделей катеров, некоторых отечественных фирм. Как, впрочем, и про квалиффикацию большинства «отечественных специалистов». Но есть и вполне достойные компании. Мы к ним еще вернемся на страницах журнала.

Сталь. Слишком тяжелый материал для нашего выбора. Обладает не самой высокой коррозионной стойкостью, но очень высокой прочностью.

Пластик.  Отлично подходит для малых судов. Да и средние моторные яхты так же не обходят его стороной. Пластик — это общее народное название материала,  имеет несколько подразделов и соответственно, различается технологиями производства.

Чаще всего, на данный момент, используется стеклопластик, где стекловолокно играет роль необходимого усиления корпуса. Пластик имеет меньшую теплопроводность, по сравнению с алюминием.

Пластиковые корпуса лодок изготавливаются в матрицах, созданных специально для одного вида корпуса. Снаружи корпус покрыт гелькоутом , защитным слоем от влаги и ультрафиолета. Качество матрицы, гелькоута, условий сборки и квалификация специалистов определяют на данном этапе качество и срок службы корпуса.

Пластик способен к разрушению от воздействия ультрафиолета и усталостной деформации, а так же накоплению влаги через повреждения — осмосу, но, при должном уходе, довольно легко ремонтируется. Главное достоинство такого корпуса — это возможность придания ему потрясающих гидродинамических характеристик и форм. Прочность пластикового корпуса лодки многие ошибочно считают недостаточной.

С надежностью пластикового корпуса, история такая же, как и с алюминием. Дешевые корпуса малоизвестных фирм, по-определению, не могут соперничать по качеству с хорошими материалами и опытом крупных компаний, давно известными на рынке катеров и яхт.

Дерево. Самый комфортный материал, как известно. Но, для нас, скорее подойдет, если мы решим стать ценителями очень дорогих классических катеров и яхт из ценных пород дерева, стоимость которых, при хорошем уходе за ними, только растет со временем.

Помимо всего перечисленного, можно так же упомянуть об экологичности и безопасности материала. К примеру, многие виды пластика выделяют испарения, вредные для здоровья. К ним относятся полиамин и стирол. Со временем, эти испарения только усиливаются, особенно в жаркое время года.  Ну, а в плане пожаробезопасности, лидирует, конечно, металл.

Любой материал для корпуса лодки имеет свои недостатки и достоинства. В любом случае, очевидно, выбрав для себя материал для будущего судна, опираться следует на имидж производителя и годами наработанный опыт. Хорошие производства не допускают снижения репутации, а наоборот, стараются ее нарастить.  И любой корпус требует бережного обращения и регулярного ухода за ним, особенно, если в будущем будет стоять вопрос перепродажи судна.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru
Смотрите также: